О технологии изготовления карандашей
Карандаш (от тюрк. кара - чёрный и таш,-даш - камень), стержень из угля,
свинца, графита, сухой краски (часто в оправе из дерева или металла), который
служит для письма, рисования, черчения.
Первое описание карандаша было сделано Конрадом Геснером из Цюриха в 1565 г. в своем
"Трактате о ископаемых". В нем было приведено детальное строение
карандаша, показывающее деревянную трубку, в которую вставлен кусочек графита.
Прототипы карандаша - вставлявшиеся в металлические зажимы свинцовые и
серебряные (дававшие тёмно-серый тон) штифты - употреблялись в 12-16 вв. В 14
веке художники рисовали в основном палочками, изготовленными из свинца и жести,
их называли "серебряными карандашами".С 16 в. распространились графитные
карандаши (штрих которых обладает малой интенсивностью и лёгким блеском) и
карандаши из порошка жжёной кости, скрепленного растительным клеем (даёт
сильный чёрный матовый штрих).
В 17 веке графит обычно продавали на улицах. Покупатели, в основном художники,
зажимали эти графитовые палочки между кусочками дерева или веточками,
обворачивали их в бумагу или обвязывали бечевкой. В Англии стержень представлял
из себя палочку из мягкого графита, годного для рисования, но не для письма. В
Германии графитовый порошок перемешивали с клеем и серой, получая, таким
образом, стержень не самого высокого качества. В 1790 г. были изобретены
деревянные карандаши французским учёным Н. Конте.Одновременно чех И. Гартмут
предложил изготовлять пишущие стержни из смеси измельченного графита и глины. В
принципе этот метод лежит и в основе современной технологии производства
карандашей.
Современное производство: На первый взгляд карандаш кажется простым
предметом, состоящим из пишущего стержня и деревянной оболочки. Но для того,
чтобы изготовить один карандаш, проводится более 80 производственных операций в
течение 11 дней. Кроме того, на ассортимент выпускаемой фабрикой продукции
используется более 70 наименований сырья и материалов. В основном это природные
пищевые вещества и продукты.
Оболочка для карандашей Древесина для изготовления оболочки карандашей
должна обладать рядом специфических свойств:
Быть легкой, мягкой и
прочной, не ломаться и не крошиться в процессе изготовления карандашей.
Иметь одинаковое
сопротивление разрезанью волокон как вдоль, так и поперек, не должна
расслаиваться.
Срез при резании острым
ножом должен быть гладким, блестящим, стружка должна завиваться, не
скалываться и не ломаться.
Древесина должна быть
малогигроскопичной, т.е. не должна поглощать влагу. Всем этим качествам
соответствует виргинский можжевельник, произрастающий в США.
Ни одна из древесных пород, произрастающих в России, в
полной мере не соответствует всем этим требованиям. Наиболее близкой по своим
свойствам и строению является древесина кедра и липы, но для применения в
карандашном производстве ее необходимо предварительно подвергнуть специальной
обработке – парафинированию (т.е. облагораживанию).
Доски распиливаются на бруски, бруски торцуются по длине на длину карандаша
с припусками на механическую обработку и усушку, а затем на многопильном станке
бруски распиливаются на дощечки. После этого дощечки пропитываются парафином в
специальных автоклавах. Эта процедура позволяет улучшить механические и
чиночные свойства будущего карандаша. На пару из дощечек удаляются все смолы, а
легнин древесины при взаимодействии с паром меняет свою окраску на
розовато-коричневатую. Затем дощечки тщательно просушиваются. Для просушки их
складывают в специальные «колодцы» с помощью станка. Специальный способ укладки
дощечек для сушки позволяет увеличить площадь дощечки, соприкасающуюся с
агентом сушки - горячим паром, а следовательно, максимально тщательно высушить
их. Колодцы помещаются в сушильные помещения на 72 часа. После просушки они
сортируются - отбраковываются треснувшие дощечки, дощечки, распиленные не по
тому волокну и пр. «Облагороженные» парафином и высушенные дощечки сортируются
и калибруются – на них наносятся «желобки» (канавки) для стержней. Графитный
стержень изготавливается из смеси глины с графитом. Предварительно глину
очищают. Для этого в специальных дробилках ее измельчают, затем перемешивают с
теплой водой в особых мельницах. Разведенную в воде глину в процессе обработки
заливают жидким стеклом, которое, оседая, выносит из нее все примеси – камушки,
веточки, песок и т.п. А далее по рецептуре в глину добавляется графит, причем
для каждой градации своя рецептура. Смесь перемешивается со связующим веществом
– апаратином, сваренным из крахмала.
Для изготовления стержней необходима стержневая масса определенной
температуры и влажности. Ни в коем случае нельзя допустить пересыхания смеси,
иначе она будет как камень и приведет к износу оборудования - не хватит
давления пресса. Вымешанное тесто из глины и графита винтовым прессом прожимается
для формовки через специальное оборудование – вальцы с тремя разными зазорами.
Делается это для измельчения и перетирания массы, усреднения влажности по
объему и удаления пузырьков воздуха. Толщина слоя теста сначала составляет 1мм,
при повторной обработке 0.5мм, затем 0.25мм. Потом тесто пропускается через
фильеру с дырочками, образуя так называемую «лапшу». «Лапша» формируется в
цилиндры, а из них на прессе через алмазную волоку продавливается стержень
нужного диаметра и длины. Стержни окончательно высушиваются в специальных
сушильных шкафах в очень симпатичных бочонках – непрерывно вращаясь в течение
16 часов. По истечении этого процесса влажность стержня составляет примерно
0,5%. Затем стержни прокаливаются в печи в специальных тиглях. Вместо крышки
тигли со стержнями засыпаются этим же «сырьем». Плотность наполнения тиглей
влияет на качество стержней. Обжиг необходим для того, чтобы выжечь в стержне
связующее вещество и спечь глину для образования каркаса.
Степень твердости (градация) карандаша от 6м до 7т зависит от соотношения
глины, температуры и продолжительности обжига и состава жирующей ванны. В
зависимости от градации стержня обжиг производится при температуре от 800 до
1200 градусов. После обжига проводится операция жировки: поры, образовавшиеся
после выжига связующего, под давлением при определенной температуре заполняются
жиром, воском или стеарином. На некоторых фабриках в качестве сырья
используются пищевые и кондитерские жиры, связующие вещества. (например,
апаратин изготавливается из крахмала). Выбор вещества для жировки зависит от
градации (твердости) стержня. Для мягких карандашей используется кондитерский
жир, для твердых – воск. Промежуточные значения твердости, например, ТМ
достигаются жировкой стеарином. Стержни больших диаметров изготавливаются на
вертикальных прессах кладки.
Стержни для цветных карандашей изготовляются из смеси пигментов,
наполнителей, жирующих веществ и связующего. «Сборка» Стержни укладываются в
желобки подготовленной дощечки и накрываются второй дощечкой. Дощечки
склеиваются между собой клеем ПВА, но сам стержень к доске не клеится, а
держится за счет натяга дощечки. Диаметр стержня немного больше диаметра
желобка, поэтому очень важно правильно сжать дощечки в специальном механизме
(струбцине), где и происходит склейка будущих карандашей. Для каждого
типоразмера карандаша определен свой показатель давления для запрессовки, чтобы
не сломать стержень. Далее обрабатываются торцы склеенных дощечек –
подравниваются, удаляются остатки клея.
На фрезерно-пропускной линии блоки разделяются на карандаши. От формы ножей
зависит форма будущего карандаша – круглый он получится, граненый или овальный.
А «новорожденные» карандаши отправляются по конвейерному транспортеру на
сортировку. Сортировщица проверяет («катает») все карандаши, выискивая и
ликвидируя брак. Затем карандашам следует «одеться» - отправиться на покраску.
Покраска Отделка поверхности карандашей осуществляется методом экструзии
(протяжки), а отделка торца – окунанием. Экструзия – это процесс прохождения
карандаша через грунтовочный аппарат. В конце конвейера карандаш
переворачивается, чтобы нанесение следующего слоя краски или лака происходило с
другого конца. Так достигается равномерное покрытие. Нанесение темных цветов производится
5 раз краской и 4 раза лаком, светлых – 7 раз краской и 4 раза лаком. А для
отделки торца используется окунальная машина. Плавными вращательными движениями
окунальщица опускает раму с карандашами в бак с краской. Маркировка карандашей
осуществляется методом ударного горячего тиснения. Заточка карандашей
производится автоматически. Все карандаши маркируются. Упаковка заточенных
карандашей производится вручную, незаточенных – вручную и автоматически: на
автоматах и полуавтоматах. На полуавтомате за одну полную смену можно упаковать
15 тысяч карандашей, на автомате – 180 тысяч. Автоматы способны укладывать в
коробки как по 6, так и по 12 карандашей.
Контроль качества Входной контроль всего сырья и материалов и
технологический контроль процесса производства и готовой продукции
осуществляется лабораторией. Химики проверяют все досконально! Они же
составляют рецептуры грунтов. Кстати, продукция одной известной фабрики
проверяется даже на контакт со ртом, как детские пустышки! Во 2-й половине 19
в. появились, а в 20 в. получили большое распространение механические, или
автоматические карандаши. По пишущим свойствам и технологии производства
карандаши делят на графитные (чёрные), цветные, копировальные и пр., по
назначению - на школьные, канцелярские, чертёжные, рисовальные, столярные,
гримерные, карандаши для ретуши, маркировки и отметок на различных материалах.
Особые виды карандашей - сангина и пастель. В России выпускаются графитные
чертёжные карандаши нескольких степеней твёрдости; степень твёрдости обозначается
буквами М (мягкий), Т (твёрдый) и МТ (средней твёрдости), а также цифрами перед
буквами. Большая цифра означает большую степень твёрдости или мягкости. За
рубежом вместо буквы М употребляют букву В, а вместо Т - Н. Автоматические
карандаши по конструкции делят на: винтовые - с подачей пишущего стержня
вращением одной из деталей; цанговые - с зажимом пишущего стержня разрезной
втулкой-цангой и подачей стержня нажимом кнопки; многоцветные - с двумя,
четырьмя и более стержнями, выдвигаемыми поочерёдно из магазина.